Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

ИСТОРИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РУБЕЖА XIX – XX ВЕКОВ В РОССИИ И СТРАНАХ ЗАПАДА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ

Аннотация

В статье раскрываются возможности использования историко-антропологического подхода в изучении процессов модернизации рубежа XIX – XX веков в школьном курсе на примере эволюции женской моды как части истории повседневности. Дается ряд методических рекомендаций по синхронизации курсов отечественной и всеобщей истории в изложении материала, использованию женских журналов как источника в учебной работе, формированию у школьника системного интегративного понимания проходивших в данный период социокультурных процессов, нашедших отражение в женской одежде.

Об авторах

И. К. Лапшина
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Россия

Лапшина Ирина Константиновна, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой всеобщей истории

г. Владимир



Л. А. Крючкова
Владимирский педагогический колледж; Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Россия

Крючкова Лилия Алексеевна, преподаватель, магистрант кафедры всеобщей истории

г. Владимир



Список литературы

1. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М. : Наука, 1986. 256 с.

2. Браун Л. Женский вопрос, его историческое развитие и экономическое значение. М. : Государственное изд-во, 1922. 566 с.

3. Всеобщая история. История Нового времени. XIX – начало XX века: 9 класс : учебник / А. Ю. Морозов [и др.] ; под общ. ред. В. Р. Мединского. М. : Просвещение, 2021. 223 с.

4. Всеобщая история. История Нового времени: 9 класс : учебник / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. М. : Просвещение, 2019. 239 с.

5. Воспоминания Маргариты Кирилловны Морозовой о Надежде Петровне [Электронный ресурс]. URL: https://lamanova.com/22_vospominaniya_margariti_kirillovni_morozovoj.html (дата обращения: 08.08.2023).

6. Горбунова Е. А., Овчинина И. А. Мода ХХ века как феномен культуры // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2018. № 4. С. 129–144.

7. Далгат Ф. М. Историко-антропологический подход в историческом исследовании // Вестник Дагестанского государственного университета. 2015. Т. 30. Вып. 4. С. 133–140.

8. Журнал для хозяек. 1912 [Электронный ресурс]. URL: http://lib.fashion-museum.ru/zhurnal-dlia-hoziaek (дата обращения: 03.01.2022).

9. Истомина И. В., Капустина А. Г. Влияние европейской моды на русскую дворянскую моду в конце XIX – начале XX века // Молодой ученый. 2020. № 48. С. 102–104.

10. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс]. URL: https://historyrussia.org/images/documents/konsepsiyafinal.pdf (дата обращения: 26.07.2023).

11. Коршунова Т. Т. Костюм в России XVIII – начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа. Л. : Художник РСФСР, 1979. 295 с.

12. Куприянова А. Н. Французы в Санкт-Петербурге: модный Дом «А. Бризак» 1855 – 1917 гг. // Genesis: исторические исследования. 2022. № 3. DOI: 10.25136/2409-868X.2022.3.35581 [Электронный ресурс]. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35581 (дата обращения: 11.08.2023).

13. Малино С. Т. Лев Бакст – художник балетных спектаклей [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lev-bakst-hudozhnik-baletnyh-spektakley (дата обращения: 24.04.2022).

14. Модный курьеръ [Электронный ресурс]. URL: http://andcvet.narod.ru/Moda/07/sam1.html (дата обращения: 30.04.2022).

15. Примерная рабочая программа основного общего образования по истории (для 5 – 9 классов образовательных организаций). Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/oop/primer-naia-rabochaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-istoriia (дата обра-щения: 29.07.2023).

16. Пушкарева Н. Л. «История повседневности» как направление исторических исследований [Электронный ресурс]. URL: https://www.perspektivy.info/print.php?ID=50280 (дата обращения: 28.07.2023).

17. Пушкарёва Н. Л., Пушкарёва И. М. Два века женского движения в России и его современное состояние // Женщина в российском обществе. 2021. № 2. С. 17–27.

18. Рудакова И. В. Социокультурный подход как методологический принцип // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 11. C. 159–162.

19. Федеральная образовательная программа основного общего образования (Утверждена приказом М-ва просвещения России от 18.05.2023 под № 370) [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru (дата обращения: 26.07.2023).

20. Хобсбаум Э. Век Империи. 1875 – 1914. Ростов н/Д. : Феникс, 1999. 480 с.

21. Cosmopolitan [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/Cosmopolitan-magazine (дата обращения: 06.03.2022).

22. Cosmopolitan [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/pub_cosmopolitan (дата обращения: 06.03.2022).

23. Gazette du Bon Ton [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/Gazettedubontont2/page/n1/mode/2up (дата обращения: 03.01.2022).

24. Journal des Demoiselles. 1833 [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/journaldesdemoi27unkngoog/mode/2up (дата обращения: 03.01.2022).

25. Vogue [Электронный ресурс]. URL: https://archive.vogue.com/issue/18921217 (дата обращения: 03.04.2022).

26. Vogue. American magazine [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/Vogue-American-magazine (дата обращения: 04.08.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Лапшина И.К., Крючкова Л.А. ИСТОРИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РУБЕЖА XIX – XX ВЕКОВ В РОССИИ И СТРАНАХ ЗАПАДА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2023;(55):18-28.

For citation:


Lapshina I.K., Kryuchkova L.A. ANTHROPOCENTRIC APPROACH IN STUDYING MODERNIZATION PROCESSES AT THE TURN OF THE XIX – XX CENTURIES IN RUSSIA AND WESTERN COUNTRIES IN SCHOOL HISTORY COURSE. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2023;(55):18-28. (In Russ.)

Просмотров: 47


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)