ИСТОРИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РУБЕЖА XIX – XX ВЕКОВ В РОССИИ И СТРАНАХ ЗАПАДА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ
Аннотация
В статье раскрываются возможности использования историко-антропологического подхода в изучении процессов модернизации рубежа XIX – XX веков в школьном курсе на примере эволюции женской моды как части истории повседневности. Дается ряд методических рекомендаций по синхронизации курсов отечественной и всеобщей истории в изложении материала, использованию женских журналов как источника в учебной работе, формированию у школьника системного интегративного понимания проходивших в данный период социокультурных процессов, нашедших отражение в женской одежде.
Об авторах
И. К. ЛапшинаРоссия
Лапшина Ирина Константиновна, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой всеобщей истории
г. Владимир
Л. А. Крючкова
Россия
Крючкова Лилия Алексеевна, преподаватель, магистрант кафедры всеобщей истории
г. Владимир
Список литературы
1. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М. : Наука, 1986. 256 с.
2. Браун Л. Женский вопрос, его историческое развитие и экономическое значение. М. : Государственное изд-во, 1922. 566 с.
3. Всеобщая история. История Нового времени. XIX – начало XX века: 9 класс : учебник / А. Ю. Морозов [и др.] ; под общ. ред. В. Р. Мединского. М. : Просвещение, 2021. 223 с.
4. Всеобщая история. История Нового времени: 9 класс : учебник / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. М. : Просвещение, 2019. 239 с.
5. Воспоминания Маргариты Кирилловны Морозовой о Надежде Петровне [Электронный ресурс]. URL: https://lamanova.com/22_vospominaniya_margariti_kirillovni_morozovoj.html (дата обращения: 08.08.2023).
6. Горбунова Е. А., Овчинина И. А. Мода ХХ века как феномен культуры // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2018. № 4. С. 129–144.
7. Далгат Ф. М. Историко-антропологический подход в историческом исследовании // Вестник Дагестанского государственного университета. 2015. Т. 30. Вып. 4. С. 133–140.
8. Журнал для хозяек. 1912 [Электронный ресурс]. URL: http://lib.fashion-museum.ru/zhurnal-dlia-hoziaek (дата обращения: 03.01.2022).
9. Истомина И. В., Капустина А. Г. Влияние европейской моды на русскую дворянскую моду в конце XIX – начале XX века // Молодой ученый. 2020. № 48. С. 102–104.
10. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс]. URL: https://historyrussia.org/images/documents/konsepsiyafinal.pdf (дата обращения: 26.07.2023).
11. Коршунова Т. Т. Костюм в России XVIII – начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа. Л. : Художник РСФСР, 1979. 295 с.
12. Куприянова А. Н. Французы в Санкт-Петербурге: модный Дом «А. Бризак» 1855 – 1917 гг. // Genesis: исторические исследования. 2022. № 3. DOI: 10.25136/2409-868X.2022.3.35581 [Электронный ресурс]. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35581 (дата обращения: 11.08.2023).
13. Малино С. Т. Лев Бакст – художник балетных спектаклей [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lev-bakst-hudozhnik-baletnyh-spektakley (дата обращения: 24.04.2022).
14. Модный курьеръ [Электронный ресурс]. URL: http://andcvet.narod.ru/Moda/07/sam1.html (дата обращения: 30.04.2022).
15. Примерная рабочая программа основного общего образования по истории (для 5 – 9 классов образовательных организаций). Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/oop/primer-naia-rabochaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-istoriia (дата обра-щения: 29.07.2023).
16. Пушкарева Н. Л. «История повседневности» как направление исторических исследований [Электронный ресурс]. URL: https://www.perspektivy.info/print.php?ID=50280 (дата обращения: 28.07.2023).
17. Пушкарёва Н. Л., Пушкарёва И. М. Два века женского движения в России и его современное состояние // Женщина в российском обществе. 2021. № 2. С. 17–27.
18. Рудакова И. В. Социокультурный подход как методологический принцип // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 11. C. 159–162.
19. Федеральная образовательная программа основного общего образования (Утверждена приказом М-ва просвещения России от 18.05.2023 под № 370) [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru (дата обращения: 26.07.2023).
20. Хобсбаум Э. Век Империи. 1875 – 1914. Ростов н/Д. : Феникс, 1999. 480 с.
21. Cosmopolitan [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/Cosmopolitan-magazine (дата обращения: 06.03.2022).
22. Cosmopolitan [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/pub_cosmopolitan (дата обращения: 06.03.2022).
23. Gazette du Bon Ton [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/Gazettedubontont2/page/n1/mode/2up (дата обращения: 03.01.2022).
24. Journal des Demoiselles. 1833 [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/journaldesdemoi27unkngoog/mode/2up (дата обращения: 03.01.2022).
25. Vogue [Электронный ресурс]. URL: https://archive.vogue.com/issue/18921217 (дата обращения: 03.04.2022).
26. Vogue. American magazine [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/Vogue-American-magazine (дата обращения: 04.08.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Лапшина И.К., Крючкова Л.А. ИСТОРИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РУБЕЖА XIX – XX ВЕКОВ В РОССИИ И СТРАНАХ ЗАПАДА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2023;(55):18-28.
For citation:
Lapshina I.K., Kryuchkova L.A. ANTHROPOCENTRIC APPROACH IN STUDYING MODERNIZATION PROCESSES AT THE TURN OF THE XIX – XX CENTURIES IN RUSSIA AND WESTERN COUNTRIES IN SCHOOL HISTORY COURSE. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2023;(55):18-28. (In Russ.)