ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КОРПУСА РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В статье анализируется специфика изучения биографии писателя на уроках литературы. Отмечается, что «фабульность» биографического нарратива в восприятии школьников зачастую заслоняет особенности поэтики автора. В ряде случаев интерпретация количественных данных, полученных с помощью Национального корпуса русского языка, позволяет установить очевидную корреляцию между биографическими данными и спецификой творческой эволюции, что открывает возможности для модернизации методов преподавания биографии писателя в школе.
Об авторе
К. С. СоколовРоссия
СОКОЛОВ Кирилл Сергеевич, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской и зарубежной филологии
Владимир
Список литературы
1. Бурлюк Д. «Фрагменты из воспоминаний футуриста». Письма. Стихотворения. СПб. : Пушкинский фонд, 1994. 383 с.
2. Гришина Е. А., Корчагин К. М., Плунгян В. А., Сичинава Д. В. Поэтический корпус в рамках Национального корпуса русского языка: общая структура и перспективы использования // Национальный корпус русского языка: 2006 – 2008. Новые результаты и перспективы. СПб. : Нестор-История, 2009. С. 71 – 113.
3. Корчагин К. М. Зачем нужен поэтический корпус и как его использовать // Русская речь. 2019. № 6. С. 113 – 127.
4. Лотман, Ю. М. Биография – живое лицо // Новый мир. 1985. № 2. С. 228 – 236.
5. Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников : пособие для учителя. М. ; Л. : Просвещение, 1965. 75 с.
6. Матюшкин А. В. Вслед за словом. Анализ художественного текста с использованием Национального корпуса русского языка : учеб.-метод. пособие. СПб. : ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2017. 56 с.
7. Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 1. Стихотворения, трагедия, поэмы и статьи 1912 – 1917 годов ; подгот. текста и примеч. В. А. Катаняна. М. : Гос. изд-во худож. лит., 1955. 463 с.
8. Орехов Б. В. Еще раз об исследовательском потенциале поэтического корпуса: метр, лексика, формула // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. М., 2015. Вып. 6. С. 449 – 463.
9. Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М. : Худ. Лит., 1970. 583 с.
10. Сичинава Д. В. Поэтический подкорпус Национального корпуса русского языка: несколько примеров поиска стиховедческой информации // Славянский стих. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2012. С. 482 – 491.
11. Третьяков С. Продолжение следует // Литература факта. Первый сборник материалов работников ЛЕФа. М. : Захаров, 2000. 290 с.
12. Харджиев Н. И. От Маяковского до Кручёных: Избранные работы о русском футуризме. М. : Гилея, 2006. 557 с.
13. Чалмаев В. А., Зинин С. А. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. М. : ООО «Русское слово – учебник», 2012. 456 с.
Рецензия
Для цитирования:
Соколов К.С. ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КОРПУСА РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2023;(54):33-40.
For citation:
Sokolov K.S. HEURISTIC POTENTIAL OF THE RUSSIAN NATIONAL CORPUS IN THE STUDY OF WRITER'S BIOGRAPHY IN HIGH SCHOOL. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2023;(54):33-40. (In Russ.)