СООТНОШЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПЕРЕВОДЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОНЛАЙН-ФОРМАТ
Аннотация
Содержание статьи раскрывает результаты эмпирического исследования характеристик модальности образовательной среды педагогического института в восприятии их студентами первого курса (N = 82). Показано, что при переходе образовательного процесса в формат-онлайн происходит смещение типологических характеристик среды в направлении векторов «свобода - пассивность» на статистически достоверном уровне. Коэффициент модальности, характеризующий степень использования развивающих возможностей среды, выше при организации образовательного процесса в формате-офлайн, в котором выделены четыре типа взаимодействий: субъект-объектные, субъект-обособленные, характеризующие традиционный учебный процесс, и субъект-совместные, субъект-порождающие, являющиеся полноценной основой становления субъектности высокопродуктивных стадий субъектности.
Об авторе
И. В. ПлаксинаРоссия
ПЛАКСИНА Ирина Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики
г. Владимир
Список литературы
1. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М. : Прогресс, 1988 464 c.
2. Гордиенко О. В., Соколова А. А., Симонова А. А. Аксиологические характеристики цифровой трансформации образования // Педагогика и психология образования. 2019. № 3. С. 9 - 21.
3. Менг Т. В. Средовый подход к организации образовательного процесса в со- временном вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 52. С. 72.
4. Нечаев Н. Н. Моделирование в условиях цифровизации образования: психолого-педагогические аспекты // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020) : сб. материалов всерос. науч .- практ. конф. с междунар. участием. 19 - 21 нояб. 2020 г. / под ред. М. Г. Сороковой, Е. Г. Дозорцевой, А. Ю. Шеманова. М. : Изд-во МГППУ, 2020. С. 345 - 356.
5. Панов В. И. Напряженность образовательной среды в контексте субъект-средовых взаимодействий [Электронный ресурс] // Научное мнение. 2018. № 1. C. 48 - 56. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32362544_24512612.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
6. Панов В. И., Патраков Э. В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия : монография. М. : Психологический институт РАО; Курск : Университетская книга, 2020. 199 с.
7. Сорокова М. Г., Одинцова М. А., Радчикова Н. П. Программы оценки цифровой образовательной среды университета. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ydALX8pQ -- g (дата обращения: 12.12.2021).
8. Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель / под ред. В. И. Панова. М. : ПИ РАО; СПб. : Нестор-История, 2018. С. 68 -80.
9. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.
Рецензия
Для цитирования:
Плаксина И.В. СООТНОШЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПЕРЕВОДЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОНЛАЙН-ФОРМАТ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2022;(48):119-129.
For citation:
Plaksina I.V. CORRELATION OF TYPOLOGICAL MODELS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN OHE PERCEPTION OF STUDENTS WHEN TRANSLATING THE EDUCATIONAL PROCESS INTO AN ONLINE FORMAT. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2022;(48):119-129. (In Russ.)