СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКЕ В РОССИИ
Аннотация
Приоритетные направления развития современного образования определяют актуальность и перспективность подготовки в области робототехники как учителей технологии, информатики, физики и начальных классов, так и педагогов дополнительного и дошкольного образования. Цель данного исследования – анализ возможностей получения и содержательного наполнения педагогического образования в области образовательной робототехники в России на базе высших учебных заведений.
На основании изучения основных образовательных программ и учебных планов подготовки будущих учителей информатики, технологии и начального образования ведущих педагогических вузов России делается вывод об отсутствии или незначительной составляющей в них дисциплин в области робототехники, что закономерно влечет за собой неготовность выпускников к интеграции робототехники в будущую профессиональную деятельность. В статье приведены и проинтерпретированы результаты оценки степени заинтересованности и готовности студентов – будущих педагогов в получении дополнительного образования по робототехнике на этапе получения в вузе основного образования по выбранному профилю.
Описан опыт реализации программы профессиональной переподготовки «Педагогика дополнительного образования (робототехника)» в ИвГУ, в освоении которой активно участвуют студенты. Получение дополнительной квалификации студентами позволяет вузу осуществить их плавную интеграцию в педагогическую деятельность через систему дополнительного образования школьников еще на этапе вузовского образования.
Ключевые слова
Список литературы
1. Вознесенская Н. В., Левочкина Н. С. Образовательная робототехника в дополнительном образовании детей // Учебный эксперимент в образовании. 2017. № 4 (84). С. 41 – 45.
2. Ершов М. Г. Робототехника как объект изучения в курсе физики средней школы // Педагогическое образование в России. 2015. № 3.
3. Кормилицына Т. В., Слепцова Ю. О. Значение образовательной робототехники в исследовательской деятельности учащихся // Актуальные исследования в области математики, информатики, физики и методики их изучения в современном образовательном пространстве: результаты исследований в области методики изучения математики, информатики и физики при реализации программ основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования. Курск : Кур. гос. ун-т, 2018. С. 86 – 89.
4. Образовательная робототехника : учеб. пособие / Д. Ю. Чупин [и др.]. Новосибирск : Агентство «Сибпринт», 2019. 114 с.
5. Подготовка специалистов в области образовательной робототехники / С. А. Зайцева [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 77. DOI 10.17513/spno.31346.
6. Получение дополнительной профессиональной квалификации «педагогика дополнительного образования: робототехника» как способ расширения сферы профессиональной мобильности будущего педагога / С. А. Зайцева [и др.]. // Современное университетское образование: вызовы и проблемы, ценности и инновации, технологии и качество : сб. ст. Иваново, 24 – 25 нояб. 2021 г. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2021. С. 150 – 158.
7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15) (ред. от 04.02.2020) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/ (дата обращения: 12.05.2022).
8. Сайт для абитуриентов и поступающих в вузы – Поступи Онлайн : [сайт]. 2022. URL: https://postupi.online/ (дата обращения: 12.05.2022).
9. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. СПб. : Наука, 2013. 319 с.
10. Ханова Т. Г., Кольцова И. Н., Сунеева И. В. Необходимость внедрения робототехники и легоконструирования в дошкольные учреждения // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57 (4). С. 203 – 210.
Рецензия
Для цитирования:
Маркелов В.К., Зайцева С.А., Киселев В.С. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКЕ В РОССИИ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2023;(52):75-87.
For citation:
Markelov V.K., Zaitseva S.A., Kiselev V.S. CONTENT AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHER TRAINING IN EDUCATIONAL ROBOTICS IN RUSSIA. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2023;(52):75-87. (In Russ.)