ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ МНОГОМЕРНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Бесконечное усложнение процессов, происходящих в современном образовании, определяет необходимость целостного и системного изучения многомерности как явления и многомерности образования в связи с феноменологией образовательной реальности. Опираясь на системное понимание приоритетности воспитания, социального и духовно-нравственного развития личности, необходимо разрабатывать многомерные инструменты воспитания на основе универсальных законов и характеристик, в которых пересекаются такие смежные понятия, как уклад, пространство, среда, также демонстрирующие многомерную смысловую природу данного феномена.
В статье дается целостное представление о концепции многомерности образования, описываются исходные принципы, использованные при построении данной концепции, рассматриваются основные понятия, формулируется определение термина «многомерность». Цель статьи - научно-теоретическое обоснование концепции многомерности образования как целостного и системного явления. С позиций полиморфизма языка научного знания представляются основные смыслообразующие понятия, идеализированные схемы и модели, универсальные законы, а также способы их выражения.
Об авторе
С. В. СмирноваРоссия
СМИРНОВА Светлана Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент руководитель центра инноваций в образовании
г. Сыктывкар
Список литературы
1. Кривых С. В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2 (27). С. 106 - 111.
2. Налимов В. В. Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Наука, 1979. 304 с.
3. Смирнова С. В. Обзор концепций многомерности в различных отраслях знания как основа идеи многомерности в образовании [Электронный ресурс] // Ученые записки РГСУ. 2017. № 3. С. 124 - 131. URL: http://rgsu.net/about/science/pub-lishing/magazine/scientific-notes/#archive (дата обращения: 22.06.2021).
4. Теоретические основы воспитания : учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / В. П. Сергеева [и др.] ; под ред. В. П. Сергеевой. М. : Академия, 2010. 272 с.
5. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. М. : Альпина нон-фикшн, 2019. 461 с.
6. Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты : Теория, методика, практика. М. : Народное образование, 2002. 304 с.
7. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс] / сост. А. Антинази // «Академик» : слов. и энцикл. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/2895/ (дата обращения: 22.06.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Смирнова С.В. ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ МНОГОМЕРНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2022;(48):7-19.
For citation:
Smirnova S.V. SUBSTANTIATION OF THE CONCEPT OF EDUCATION MULTIDIMENSIONALITY. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2022;(48):7-19. (In Russ.)