Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ДЕФЕКТА ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ C РАЗЛИЧНЫМИ ВАРИАНТАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА

Аннотация

В статье определены особенности внутренней картины дефекта взрослых с ограниченными возможностями здоровья (ВКД). Феномен ВКД рассматривается как фактор формирования Я-концепции, а значит, может быть связан с отношением человека к себе, окружающим, с мотивами деятельности, со спецификой личностных черт. ВКД включает четыре компонента: физический, когнитивный, эмоциональный, мотивационный.

Компоненты ВКД имеют разное содержание и выраженность в зависимости от варианта дизонтогенеза. В группе респондентов с нарушениями зрения сочетание компонентов ВКД заставляет предположить наличие деятельности защитных или компенсаторных механизмов психики. В группе людей с нарушениями речи недостаточны знания о причинах имеющегося нарушения, но наблюдается спокойное отношение к нему. Необходим дальнейший анализ сочетания выраженности компонентов ВКД, личностных характеристик, показателей социально-психологической адаптации для определения вариантов ВКД.

Об авторах

Т. Н. Адеева
Костромской государственный университет
Россия

АДЕЕВА Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент зав. кафедрой специальной педагогики и психологии

г. Кострома



Е. А. Иванова
Институт коррекционной педагогики Российской академии образования
Россия

ИBAHOBА Екатерина Александровна, кандидат психологических наук старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения

г. Москва



Список литературы

1. Аланази М. С. Мероприятия по поддержке девочек с нарушениями зрения в Саудовской Аравии: качественное исследование [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9. № 4. С. 128 - 150. URL: http://psyjoumals.ru (дата обращения: 27.06.2021).

2. Бондаренко Г. Л. Я-концепция людей с инвалидностью // Дефектология. 2006. № 5. С. 36 - 40.

3. Воронова О. В., Гудзовская А. А. Социально-педагогическая деятельность по формированию самосознания старшеклассников с нарушениями слуха // Специальное образование. 2020. № 1 (57). С. 5 - 16.

4. Вязовова Н. В., Толстошеина В. М. Роль стигматизации в процессе идентификации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2013. № 4 (16). С. 63 - 71.

5. Гайдукевич Е. А. Специфика внутренней картины дефекта подростков с ДЦП // Вестник психофизиологии. 2018. № 2. С. 45 - 50.

6. Горьковая И. А., Микляева А. В. Жизнестойкость и копинг-стратегии подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 1. С. 90 - 102. URL: http://psyjoumals. ru (дата обращения: 27.06.2021).

7. Горынина В. С. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения и высоким уровнем социальной активности // Социализация и реабилитация в современном мире : сб. науч. ст. / под ред. О. Е. Нестеровой [и др.]. М. : Перо, 2017. С. 544 - 558.

8. Кацеро А. А. К вопросу о развитии аффективно-оценочного компонента Я-кон-цепции студентов с ОВЗ // Вестник ДонНУ. Сер. Д: Филология и психология. 2019. № 4. С. 107 - 110.

9. Левченко И. Ю, Кузмина Т. И. Комплексное изучение познавательной сферы и личности совершеннолетних лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях психолого-медико-педагогических комиссий // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2017. № 199. С. 37 - 46.

10. Нагорная Л. А., Нагорный Н. Н. Коррекция Я-образа студентов с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений оптимизации инклюзивного образования в российской высшей школе [Электронный ресурс] // Наука и образование: новое время. 2017. № 6. С. 412 - 421. URL: http://articulus-info.ru (дата обращения: 25.06.2020).

11. Оленина О. Е. Взаимовлияние личностной тревожности со стратегиями совпадающего поведения у людей с ОВЗ // ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ VADEMECUM: БАХТИН М. М. И ВИТЕБЩИНА : сб. науч. ст. / под ред. С. Л. Богомаза, В. А. Каратерзи, С. Ф. Пашковича. Витебск, 2020. С. 153 - 156.

12. Пряжникова Е. Ю., Сергеева М. Г. Психологические особенности профессионального самосознания студентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского института лингвистики. 2015. № 1. С. 96 - 105. ID: 23815148

13. Тихонова И. В., Адеева Т. Н. Исследование жизненных траекторий лиц с ограниченными возможностями здоровья: методологический дискурс и типология // Вестник Костромского государственного университета. Педагогика, психология, социокинетика. 2017. Т. 23. № 3. С. 210 - 217.

14. Чебарыкова С. В. Личность в условиях дизонтогенеза: внутренняя картина дефекта. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. 140 с.

15. Collins J., Barnoux M., Langdon P. E. Adults with intellectual disabilities and/or autism who deliberately set fires: A systematic review // Aggression and Violent Behavior. 2021. V. 56. Retrieved from: http://www.sciencedirect.com / https://doi.org/10.1016/j.avb. 2020.101545

16. Hyeran, A., Sunhee, L. Difficulty in returning to school among adolescent leukemia survivors: A qualitative descriptive study. // European Journal of Oncology Nursing. 2019. V. 38. Retrieved from: http://www.sciencedirect.com/. https://doi.org/10.1016/j.ejon. 2018.12.008

17. Lee C. Y., Jung D., Kim S. J., Moon J. J., Jeon D. W., Seo Y. S., Seo B. J. Selfawareness of disability and insight in patients with schizophrenia // European Neuropsychopharmacology. 2019. V. 29. P. 266 - 267. Retrieved from: http://www.sci-encedirect.com / https://doi.org/10.1016/j.euroneuro.2019.09.390

18. Shefaly Sh., Esperanza D. The Lived Experiences of Children and Adolescents with Non-Communicable Disease: A Systematic Review of Qualitative Studies // Journal of Pediatric Nursing. 2020. V. 51. P. 75 - 84. Retrieved from: http://www.sciencedi-rect.com / https://doi.org/10.1016/j.pedn.2019.12.013.

19. Shorey S., Debby E. The Lived Experiences of Children and Adolescents with NonCommunicable Disease: A Systematic Review of Qualitative Studies // Journal of Pediatric Nursing. 2020. V. 51. Retrieved from: http://www.sciencedirect.com/. https://doi.org/10.1016/j.pedn.2019.12.013.

20. Trani J.-F., Moodley J., Anand P., Graham L., Maw M. T. T. Stigma of persons with disabilities in South Africa: Uncovering pathways from discrimination to depression and low self-esteem // Social Science & Medicine. 2020. V. 265. Retrieved from: http://www. sciencedirect. com / https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2020.113449

21. Zimmermann N., Castro-Pontes M., Barqueta R., Goes P., Mufarrej G., D'Andrea Meira I., Fonseca R. P., Prigatano G. P. Self-awareness and underestimation of cognitive abilities in patients with adult temporal lobe epilepsy after surgical treatment // Epilepsy & Behavior. 2020. V. 112. Retrieved from: http://www.sciencedirect.com / DOI: 10.1016/j.yebeh. 2020.107463


Рецензия

Для цитирования:


Адеева Т.Н., Иванова Е.А. ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ДЕФЕКТА ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ C РАЗЛИЧНЫМИ ВАРИАНТАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2022;(48):94-106.

For citation:


Adeeva T.N., Ivanova E.A. INTERNAL DISORDER PATTERN AMONG ADULTS WITH VARIOUS VARIANTS OF DYSONTOGENESIS. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2022;(48):94-106. (In Russ.)

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)