Preview

Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки

Расширенный поиск

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ВОСПИТАННИКАМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

Статья посвящена исследованию профессиональных психолого-педагогических характеристик деятельности педагогов, значимых для взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста. Авторами приведены результаты исследования индивидуально-психологических особенностей педагогов, испытывающих трудности при построении эффективного взаимодействия с детьми раннего возраста. По итогам анализа результатов выполненного исследования сделан вывод о том, что рефлексивность, коммуникативный контроль и коммуникативная толерантность, умение воспитателя понимать и управлять собственными эмоциональными проявлениями приобретают не только значимость индивидуально-личностных характеристик, но и важнейших профессиональных качеств. Доказана необходимость рассмотрения срывов психологической адаптации ребенка при начале посещения ДОО с позиций включенности онтогенеза в социально-общественные условия. Выделен комплекс первично-значимых качеств, важных для педагогов для продуктивности общения с воспитанниками ДОО. Он включает развитие способности к рефлексии, повышение уровня эмоционального интеллекта, снижение уровня эмоциональной лабильности, тревожности. В ходе апробации показано, что комплекс позволяет оптимизировать эффективность взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста и как следствие обеспечивает повышение качества дошкольного образования в целом.

Об авторах

В. И. Назаров
Ивановский государственный университет
Россия

НАЗАРОВ Владимир Иванович - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры непрерывного психолого-педагогического образования 

г. Иваново



Н. В. Моторина
Ивановский государственный университет
Россия

МОТОРИНА Надежда Владимировна - старший преподаватель кафедры непрерывного психолого-педагогического образования

г. Иваново

 



Список литературы

1. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика / Т. О. Арчакова [и др.] // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 6. C. 68 – 76. doi: 10.17759/pse.2017220606

2. Балацкий Е. В. Методы диагностики социального самочувствия населения // Мониторинг общественного мнения. 2005. № 3. С. 47 – 53.

3. Белкина В. П. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога как фактор эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 5. С. 163 – 169.

4. Белолуцкая А. К., Веракса А. Н. Качество дошкольного образования и уровень развития детей // Вопросы психологии. 2018. № 2. С. 153 – 163.

5. Белолуцкая А. К., Леван Т. Н., Холодова О. Л. Особенности взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций: результаты пилотного исследования // Современное дошкольное образование. 2018. № 4 (86). С. 4 – 17.

6. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия Псков : ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. 216 с.

7. Волобуева Л. М. Неделя науки и образования в интересах мира и развития. Итоговые материалы / под ред. Л. В. Дудовой, М. А. Кривенькой. 2018. С. 104 – 105.

8. Голиков Ю. А., Костин А. Н. Методология и теория психологического анализа проблемностей // Проблемность в профессиональной деятельности : теория и методы психологического анализа. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 1999. С. 6 – 75.

9. Дж. Гудвин. Исследование в психологии: методы и планирование. 3-е изд. СПб. : Питер, 2004. 558 с.

10. Захарова Т. Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2. Т. 2. С. 113 – 117.

11. Зимина Н. А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности : метод. рекомендации для студентов / Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. Н. Новгород : ННГАСУ, 2015. 42 с.

12. Зобнина Т. В., Моторина Н. В. Проявление родительского отношения в особенностях эмоционального взаимодействия матерей и их детей раннего возраста // Вестник КГУ. 2017. № 1. С. 52 – 55.

13. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45 – 57.

14. Козлов В. В., Мазилов В. А., Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. Изд. 2-е, доп. и перераб. М. : МАПН : Издво Ин-та психотерапии, 2018. 716 с.

15. Кузьмин С. В. (ред.) Взаимосвязь личностных особенностей воспитателя с эффективностью взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста. Результаты регионального исследования : аналит. отчет. Иваново : Ин-т развития образования Иванов. обл., 2019. 22 с.

16. Макропсихология современного российского общества / под ред. А. Л. Журавлева, А. Л. Юревича. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009. 352 с.

17. Моторина Н. В. Исследование факторов, способствующих развитию тяжелой степени адаптации к условиям дошкольной образовательной организации у детей раннего возраста [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электрон. науч. журн.). 2015. № 3 (47). С. 49 – 60.

18. Моторина Н. В. Исследование взаимосвязи личностных особенностей воспитателя с эффективностью взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста // Материалы VII Конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». М. : МГИМО, 2019. С. 110 – 111.

19. Орлова И. В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. СПб. : Речь, 2006. 128 с.

20. Практики субъектности в образовании / под ред. М. М. Миркес. М. : Линкапресс, 2019. 320 с.

21. Психологическая диагностика сфер личности : лаб. практикум [Электронный ресурс] / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха. Екатеринбург : [б. и.], 2018. 220 с.

22. Собкин В. С., Смирнова Е. О., Штенгер У. Детский сад, воспитывающий личность (описание опыта работы детского сада «Амарес», Кельн, Германия) // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2018. № 8 (90). С. 4 – 15.

23. Сабитова Л. Б. Способность к профессионально-личностной рефлексии как фактор успешного становления будущего учителя // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 76.

24. Социализация детей в дошкольном возрасте : учеб. пособие для вузов / С. А. Козлова [и др.] ; под науч. ред. С. А. Козловой. М. : Юрайт, 2020. 195 с.

25. Холодова О. Л., Логинова Л. В. Факторы эмоционального благополучия старших дошкольников: обзор современных исследований // Современное дошкольное образование. 2020. № 4 (100). С. 34 – 49.

26. Wertsch J. V. 1984. “The Zone of Proximal Development: Some Conceptual Issues.” New Directions for Child and Adolescent Development 8 (23): 7 – 18.


Рецензия

Для цитирования:


Назаров В.И., Моторина Н.В. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ВОСПИТАННИКАМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2021;(47):136-146.

For citation:


Nazarov V.I., Motorina N.V. PREREQUISITES FOR THE DEVELOPMENT OF COMPETENCE OF INTERACTION OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences. 2021;(47):136-146. (In Russ.)

Просмотров: 36


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3241 (Print)